В результате острой конкурентной борьбы на рынке автострахования формируются два лагеря. Одни игроки придерживаются консервативной тарифной политики, другие в погоне за увеличением доли рынка неоправданно снижают тарифы, выстраивая "пирамиды" и увеличивая риск банкротства, пишет журнал.
Эксперт,
13 июня 2005 г.
Призрак Мавроди 1274 просмотра
В результате острой конкурентной борьбы на рынке автострахования формируются два лагеря. Одни игроки придерживаются консервативной тарифной политики, другие в погоне за увеличением доли рынка неоправданно снижают тарифы, выстраивая "пирамиды" и увеличивая риск банкротства
Рынок автокаско развивается быстрыми темпами. Отчасти этот рост связан с введением ОСАГО. Но в основном это - следствие роста благосостояния граждан. Сейчас по каско в основном страхуются новые иномарки: страховка предлагается автомобилистам прямо в автосалоне, зачастую в качестве бесплатного подарка или с большой скидкой. Сегодня полисы каско приобретают почти 90% владельцев новых машин. По оценке начальника отдела маркетинга департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Игоря Александрова, в 2005-2007 годах рынок автокаско будет расти в среднем на 32% ежегодно и увеличится за этот период в 2,3 раза - с 23 млрд рублей в 2004 году до 53 млрд в 2007-м. Крупные универсальные страховщики, для которых автострахование является непременным, но не определяющим направлением бизнеса, пока в состоянии только удерживать свои доли на рынке. Ведь здесь пытается работать множество компаний, для которых выход в сегмент страхования крупного бизнеса и его имущественных интересов по объективным причинам закрыт. Поэтому они стремятся выйти на рынок личного страхования, прежде всего страхования автомобилей. Завышенные комиссионные и демпинг - едва ли не единственные возможности для страховой компании, выходящей на рынок автострахования, на нем закрепиться, и это влечет за собой появление экономически необоснованных тарифов. Количество таких компаний велико, а их активная деятельность приводит к появлению пирамидальных схем финансирования убытков от старых клиентов за счет новых. Такие обстоятельства серьезно увеличивают риск волны банкротств таких компаний на рынке автострахования.
Борьба за клиента Почему мелкие страховщики платят завышенные комиссионные? Посредник (агент или брокер), приводящий в компанию большое количество безубыточных клиентов, вправе рассчитывать на повышенную комиссию. Тут высокое вознаграждение вполне обоснованно. Но в условиях необходимости срочного привлечения новых клиентов компании способны на установление безумных комиссионных в размере 30-40% от суммы страховых сборов, лишь бы получить нового клиента. "Эта порочная практика ведет начало с девяностых годов и, к сожалению, до сих пор не изжита. По-прежнему многие страховые компании, появляющиеся на рынке, предлагают агентам явно завышенные комиссионные по каско", - отмечает Валерий Марданов, начальник отдела продуктового развития компании "Капиталљ Страхование". Демпинг в автостраховании еще более распространен. Чем ниже стоимость полиса, тем существеннее преимущество в борьбе за клиента. "Ментальность россиян пока не предполагает использование страховых механизмов защиты, они покупают машины на последние деньги, и сумма страхового взноса для многих оказывается слишком большой", - комментирует Дмитрий Климов, первый замгендиректора компании "Межрегионгарант". Крупные страховщики предлагают высокие, но экономически обоснованные тарифы, чего не скажешь о мелких компаниях. Но низкие тарифы могут быть сформированы не только по причине умышленного демпинга, но из-за обыкновенного непрофессионализма страховщика. Новая компания на рынке не обладает достаточной статистической базой для оценки тарифа. Поэтому когда страховщик предлагает застраховаться по тарифам, которые на 20-30% ниже среднерыночных, то будущее такого страховщика представляется сомнительным.
Пирамида автокаско Банкротство страховых компаний - достаточно редкое явление, но в автостраховании вероятность подобного инцидента существенно выше. Крупным универсальным страховщикам это не угрожает, а те компании, в чьем портфеле автострахование занимает существенную часть, менее устойчивы. "Как показывает опыт, ни один страховщик не смог стабильно работать, если он выходил в сектор автострахования и при этом не имел у себя в портфеле других, более устойчивых, видов страхования", - комментирует Илья Оленин, руководитель управления автострахования группы "АльфаСтрахование". Автострахование является видом с высокими затратами на ведение дела и минимальной доходностью. Конкуренция в данном сегменте очень высока, при этом зачастую она принимает форму ценовой. Задача привлечения клиентской базы становится первоочередной, а финансовая сторона дела отходит на второй план. Формирование тарифов в каско - штука сложная. Но, к сожалению, до сих пор во многих компаниях стоимость страхования определяют на глазок: "нарисуем тариф чуть меньше, чем у соседа, чтобы был конкурентоспособный, не принимая во внимание объективные показатели себестоимости", - отмечает Александр Гладышев, начальник управления автострахования страховой компании МРСС. В условиях быстрых темпов прироста клиентской базы и относительно низких или даже неадекватных тарифов начинает действовать принцип "пирамиды". Первые два-три года компания благополучно существует, пока денег от привлечения новых клиентов хватает на осуществление страховых выплат старым. Но наступает момент, когда приток новых клиентов останавливается, а платить по обязательствам приходится. Все, что получала страховая компания раньше, шло на осуществление выплат, а не на формирование резервов. При этом поток новых страховых взносов не покрывает заявленных убытков, а денежные средства взять неоткуда. Дабы обезопасить себя, страховщик начинает занижать объемы выплат или перестает платить вовсе, отказывая своим клиентам по различным причинам. Понятно, что банкротство таких компаний не заставит себя долго ждать - живут они, как правило, не больше четырех-пяти лет, правда, этого времени достаточно для обогащения владельцев. Сокращение числа компаний на рынке автострахования - процесс неизбежный. "Страховщики, ведущие недальновидную политику по отношению к тарифам и комиссиям, будут неминуемо уходить с рынка. Главное, чтобы это происходило цивилизованно и без скандалов", - говорит Михаил Кравцов, руководитель департамента автострахования "Росгосстраха". Кирилл БОБЫЛЬКОВ
Вся пресса за 13 июня 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
27 июня 2025 г.

|
|
Frank Media, 27 июня 2025 г.
Акционеры «Ренессанс страхования» утвердили дивиденды по 6,4 рубля на акцию

|
|
Российская газета онлайн, 27 июня 2025 г.
Слепая зона: за четверть века обзорность в автомобилях снизилась в 1,5 раза

|
|
NEWS.ru, 27 июня 2025 г.
В России заявили о недостаточности страховых выплат по ОСАГО

|
|
De Facto, Воронеж, 27 июня 2025 г.
Цены на полис ОСАГО в Воронеже подешевели до 6,4 тыс. рублей

|
|
Финмаркет, 27 июня 2025 г.
Посевная площадь по просубсидированным договорам страхования урожая составила 2,5% от общей по стране

|
|
PenzaNews, 27 июня 2025 г.
Приговор депутату Заксобрания Пензенской области Сергею Ванюшину вступил в законную силу

|
|
Мой Брянск, 27 июня 2025 г.
IIHS обвинил власти США в бездействии: число смертей на дорогах выросло на 30%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 июня 2025 г.
ИИ — ключевой приоритет для страховщиков в 2025 году: результаты опроса Roots

|
|
Агробизнес, 27 июня 2025 г.
Получение выплат по договорам агрострахования обсудят на форуме «Плоды и овощи России»

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 27 июня 2025 г.
Суд обязал перевозчика «Такси» выплатить ущерб за ДТП с арендованным автобусом

|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 июня 2025 г.
В 2024 году в США количество страховых случаев, связанных с молниями, сократилось на 16,5%

|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 27 июня 2025 г.
В Екатеринбурге мошенники получили доступ к системе оформления ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 июня 2025 г.
Киберугрозы становятся приоритетом номер один для страховых компаний

|
|
Финмаркет, 27 июня 2025 г.
Объем страховых сборов в Москве в 1-м квартале вырос на 34,9% при увеличении выплат в 2,2 раза - ЦБ

|
|
SakhalinMedia, 27 июня 2025 г.
Toyota остается лидером по числу ДТП в Южно-Сахалинске

|
|
Пензенская правда, 27 июня 2025 г.
Житель Башмаково осужден за попытку страхового мошенничества

|
|
Аргументы и факты-Камчатка, 27 июня 2025 г.
Камчатскому бизнесу предлагают интересные страховые продукты

|
 Остальные материалы за 27 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|